Состоялась конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий»

Состоялась конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий»

Состоялась конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий»


 

27 сентября состоялась всероссийская конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий», организованная Базовым центром Национального агентства развития квалификаций. Ее участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с развитием национальной системы квалификаций и независимой оценки квалификации как условий повышения престижа рабочих профессий.

В роли модератора пленарного заседания выступила руководитель Базового центра Ольга Клинк. В профессиональном сообществе Базовый центр известен своими проектами по созданию инструментов взаимодействия бизнеса и профессионального образования. В их числе проект «Профессиональный экзамен для студентов», в рамках которого студенты проходят государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации, создание базы данных лучших практик предприятий по обучению рабочих кадров, повышение квалификации преподавателей техникумов и мастеров производственного обучения.

«Говоря о повышении престижа рабочих профессий, мы понимаем, что он складывается из многих факторов. Это, прежде всего, востребованность профессий на рынке труда и возможность получить современную квалификацию, которая позволит успешно работать и достойно жить, — отметила Ольга Клинк, открывая конференцию. – Для достижения этих целей и создается Национальная система квалификаций».

О среднесрочных задачах развития Национальной системы квалификаций рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) Александр Лейбович.

Он отметил, что преимущества, которые Национальная система квалификаций дает рынку труда, системе образования, гражданам должны использоваться более активно.

Необходимо увеличивать скорость принятия решений. «Наша задача – сделать так, чтобы сигналы рынка труда доходили до системы подготовки кадров по «длинным» программам максимум за год, а по «коротким» программам – за месяцы и даже недели», — считает он.

Об инструментах федерального проекта «Молодые профессионалы национального проекта «Образование» для развития системы рабочих кадров рассказала Наталья Бебенина, заместитель директора Департамента госполитики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России.

В рамках проекта проводится актуализация содержания образования, внедряются новые инструменты оценки качества, в том числе демонстрационный экзамен, совершенствуется кадровый потенциал среднего профессионального образования, используются методы проектного управления. «До 2024 года во всех регионах планируется создать более ста центров опережающей подготовки кадров, которые будут осуществлять мониторинг актуальных и прогнозных потребностей рынка труда, анализировать образовательные возможности региона и при необходимости инициировать создание новых программ подготовки по востребованным компетенциям», — сообщила Наталья Бебенина.

25 сентября Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям было принято решение о создании Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования. Александр Лейбович назвал это «судьбоносным решением для системы образования». Возглавила новый совет председатель Всероссийского общества «Знание», заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, рассказавшая о перспективах его работы участникам конференции.

Совет займется консолидацией усилий всех заинтересованных сторон для решения вопросов развития профессиональных квалификаций в сфере образования. Работодатели в этой сфере точно так же недовольны уровнем подготовки молодых специалистов – выпускников педвузов, как и во многих других отраслях. Работникам образования сегодня необходимы новые компетенции – для учителей это организация проектно-исследовательской деятельности, ИТ-компетенции, для преподавателей высшей школы – умение организовать онлайн-обучение и т.д. Любовь Духанина подчеркнула, что для выработки требований к современным работникам образования необходимо объединить усилия и работодателей, и граждан – конечных потребителей продуктов, причем делать это нужно как можно быстрее.

В новом совете по профессиональным квалификациям будут созданы четыре комитета, отвечающие за уровни образования (дополнительное образование между ними распределят). Совет будет осуществлять мониторинг рынка труда, чтобы понимать запрос на новые компетенции, разрабатывать и актуализировать профессиональные стандарты, проводить экспертизу образовательных стандартов и программ на предмет соответствия профессиональным стандартам. На сегодняшний день в ведении совета 10 профессиональных стандартов, из них 5 действующих, 5 находятся в стадии переработки и актуализации. «Профессиональный стандарт – это «живой организм», — отметила Любовь Духанина, — он может меняться, в нем должны оперативно учитываться новые требования рынка труда».

Первый заместитель генерального директора АНО НАРК Юлия Смирнова представила первые результаты Мониторинга рынка труда 2019 года, сделав акцент на данные, связанные запросами работодателей к системе образования, а также формами взаимодействия работодателей и системы среднего профессионального образования. В прошлом году инструментарий мониторинга был апробирован четырьмя советами по профессиональным квалификациям, в этом году инструментарий используют уже 13, к ним также присоединится Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования.

В ходе мониторинга, в частности, были выявлены формы взаимодействия работодателей с системой образования. Наиболее популярным каналом привлечения молодых работников на предприятия является организация стажировок и производственных практик; об использовании такой формы сообщил 51% участвовавших в опросе работодателей. Работодатели также активно участвуют в проведении дней карьеры и ярмарок вакансий (38%). Значительная доля работодателей, участвовавших в опросе, взаимодействует с образовательными учреждениями напрямую: разрабатывают учебные программы совместно с образовательными учреждениями (9%), работники многих организаций преподают в образовательных учреждениях (9%). Также распространена практика субсидирования обучения на условиях дальнейшего трудоустройства (7% организаций), некоторые даже организуют научно-исследовательские конкурсы среди студентов (4%).

При этом работодатели говорят, что при подборе персонала наибольшие сложности при заполнении вакансии вызваны дефицитами со стороны системы образования: низкую квалификацию претендентов (40%) и недостаточное количество подготовленных специалистов с необходимой квалификацией (41%) В результате специалиста приходится доучивать до того уровня, чтоб он выполнял производственные задачи, причем почти половина работодателей (48%) для этого снова отправляют его учиться, выделяя на это деньги. «Это хороший сигнал для системы образования – значит, работодатели верят в ее возможности», — отметила Юлия Смирнова.

Мониторинг показал, что работодатели недостаточно видят свои возможности влияния на систему образования через профессионально-общественную аккредитацию – свою роль в ее проведении видят менее 1% опрошенных. И это, по мнению Юлии Смирновой, — сигнал для нового совета по профессиональным квалификациям: нужно развивать профессионально-общественную аккредитацию, сделать ее максимально востребованной и образовательными организациями, и работодателями.

Заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович рассказала о разработке нового Перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования. Согласно исследованиям Базового центра, 50% выпускников организаций профессионального образования не могут найти работу, потому что нет спроса на освоенные ими квалификациями. При этом нужных кадров на рынке труда не хватает. Новый перечень призван решить эту проблему: работая над документом, работодатели и представители системы образования научились договариваться, гармонизировать свои интересы и ценности. «Удалось не просто провести ротацию профессий и специальностей, но и пересмотреть принципы формирования перечня, найти пути его использования для устранения диспропорций между спросом на квалификации и предложением сферы образования», — подчеркнула Алла Факторович.

В рамках конференции были проведены круглые столы, посвященные цифровой повестке подготовки рабочих кадров (обсуждение кейсов), профессиональному экзамену для студентов, квалификации «Наставник» (новое или хорошо забытое старое?), Национальной системе квалификаций как конструктору карьеры для студентов и молодых специалистов.